РАППОРТ

РАППОРТ

Из серии рассказов "Записки психолога" автор Мария Белых

Слово такое веселое занесли в наш профессиональный жаргончик НЛПисты. Там все было технично, в смысле технологично. Затеяли ребята описать на языке технических навыков, что именно делают, как именно творят чудо выдающиеся мастера терапевтического общения. Скрупулёзно, дословно записывали сессии, отслеживали каждое движение мастера, ловя момент рождения «чуда исцеления» потом все это собрали вместе и назвали одним словом «раппорт», подразумевая, что этому можно научиться.

Я наблюдала и в качестве студента, и в качестве стажера, и как клиент тоже, как оно выглядит, это чудо? Как клиент и терапевт могу сказать, что это, прежде всего, состояние одно на двоих, состояние, когда «душа с душою говорит», когда ты принят, понимаем и одобряем, когда каждое слово – уместно и в точку, когда не упущено ни одно движение, ни одно мимолетное чувство. Как терапевт, могу добавить, что где-то на фоне процесса – третий, «внутренний супервизор», наблюдатель, который выведет обоих в минуту, когда надо будет не только сопереживать, но и действовать, менять состояние, находить новую точку сборки. Как же оно достигается, это чудотворное состояние? Тоже натаскивается, собирается, как музыка, из гамм и упражнений.

Гамма номер один, молчаливая

Максимально скопируйте позу партнера: сядьте так же, так же сложите руки, так же склоните голову, попробуйте заметить, как он дышит, как слегка вздымается при вдохе его грудь, или живот, начните дышать вместе с ним. Получилось? Если да, то из этой позы прочувствуйте состояние своего партнера, может быть, вы сможете «угадать его чувства, состояние, а может быть, вам покажется, будто вы теперь думаете «в унисон». Не получилось? Ничего страшного, достигается упражнениями!

Упражнение «Зеркало»

Встаньте напротив друг друга. Вы стоите перед зеркалом. В зеркале – ваше отражение (договоритесь, кто первым будет зеркалом, а кто «отражать»). Начните, глядя «в зеркало», какое-то, сначала медленное движение. «Отражение» максимально точно повторяет ваше движение. Не отводите взгляд, смотрите на свое отражение «рассеянным» взглядом вы смотрите в точку между бровями, и вместе с тем держите внимание, целиком охватывая все «отражение». Двигайтесь медленно, не надо спешить, ведь задача вашего партнера – отражать, повторять ваше движение максимально точно, начиная и заканчивая его одновременно с вами. Поменяйтесь ролями через пять минут, повторите упражнение, теперь вы будете «отражением».
Это тоже необходимая гамма, и вы чуть позже почувствуете, какую симфонию со-бытия вы сможете создать, отработав навык «отзеркаливания».

И дальше упражнение «Внутренний голос»

Для него вам потребуются уже отработанные в первых двух упражнениях навыки. Сидя напротив своего партнера, «отзеркаливая» его позу, жест, мимику, станьте им! Попытайтесь угадать его мысли, чувства, произнесите свой монолог от лица партнера. Попросите его указать, что именно вы озвучили действительно о нем, о его состоянии.

Я подчеркиваю, эти упражнения – еще не раппорт, только «гаммы», которые подготовят к тому, чтобы вы могли легко входить в состояние клиента, «быть им», и при этом вести, вести сессию, изменяться и изменять состояние к лучшему, более сильному, уверенному.
Первые попытки раппорта выглядят довольно смешно, искусственно, поэтому тренируйтесь «на кошках», друг на друге, пока отзеркаливание не станет вашей привычкой. Именно вашей, потому, что как бы вы ни пытались, скопировать точно невозможно, да и не нужно. Чтобы клиент вошел в состояние «свой среди своих», достаточно лишь тени отражения, самой значимой детали, ненавязчивой, малозаметной.

Ну, для примера

Моя клиентка, стильная, гибкая, с внешностью фотомодели, молодая бизнес-леди. Она сидит, скрестив руки на груди, ее ноги буквально «сплетены» в косичку. Говорить ей о том, что ее поза отражает внутреннее напряжение, закрытость – бессмысленное занятие, это ее привычная поза. Закрутиться у нее на глазах в такую же «косичку» - получится просто карикатура, разговора просто не будет, когда она вдруг заметит, что я натужно пытаюсь ее копировать. Достаточно деталей, чуть откидываюсь назад, кладу правую ладонь на локоть левой, небрежно так, и слегка перекрещиваю ноги. Это моя поза, мне в ней удобно, копирующие детали размыты, не бросаются в глаза. Краем глаза ловлю микродвижения, связанные с дыханием. Если я буду дышать, как она, мой голос будет звучать неестественно высоко, прерывисто, собственно, как и у клиентки. «Автомат» отзеркаливания ритм дыхания и голос тут же «словил», «снял» достаточно одной минуты в одном ритме, и я начинаю чуть глубже дышать, голос опускается, плавно, едва заметно, все ниже и ниже, темп речи замедляется, то же самое происходит с клиенткой – кто кого зеркалит? Плавным движение убираю свою руку, разговор, само собой, не прерывается, моя поза становится более комфортной, клиентка, словно в ответ, тоже «раскрывается, ей почему-то захотелось сесть более раскованно, и ноги тоже уже не в косичке, теперь мы обе говорим более искренне, неформально, словно барьер между нами размывается, исчезает.

Могу, если чувствую в этом необходимость, повести клиентку к еще большему расслаблению, но это не моя задача, всему свое время, состояние комфорта, «со-бытия» достигнуто, и будет таковым, пока не произойдет в нашем взаимодействии что-то, что снова заставит мою клиентку «закрыться». Что мы такое затронули в этот момент – вполне возможно, что это стоит обсудить. (не изменение позы, естественно), а то, что в этот момент происходило в процессе нашего общения.

dav

Но и здесь «ничто не слишком», коллеги! Мастерски владея техникой раппорта и выполняя техники исключительно виртуозно, можно достигнуть прямо противоположного эффекта.

Как-то после семинара по НЛП мой товарищ, Анатолич, как это бывает практически со всеми новообращенными, немедленно начал на отлично усвоенные им навыки применять на ни в чем неповинном клиенте. Он сам рассказывал, повторю своими словами. Клиент пришел проконсультироваться. Анатолич тут же старательно скопировал его позу - широко расставленные колени, корпус вперед, правая рука почему-то засунута под брючный ремень сзади. Как на грех, клиента мучили проблемы из серии «меня девушки не любят». Заметив старательную позу Анатолича, клиент слегка крякнул, густо покраснел, отодвинулся подальше, но разговора не прекратил, у нас на консультацию ведь как к доктору часто ходят, а доктор, хоть и чудак, но все равно поможет, у него работа такая.

Анатолич в ответ подвинулся чуть ближе, клиента же вести надо! Мужик, продолжая говорить, отодвинулся еще, и ногу на ногу почему-то положил. Анатолич тут же сделал то же самое. А комната была маленькая, дальше двигаться вовсе некуда. Мужик тяжко вздохнул, поскреб затылок и вытер нос. Анатолич сделал то же самое. На беду беседа продолжалась, все об отношениях. Анатолич, окрыленный успехом новой техники, решил еще кое-что из арсенальчика приемов применить. А что если «якорь» поставить? Из тщательно скопированной позы до мужика было нелегко дотянуться, но Анатолич смог, и когда мужик о горестях своих поведал, Анатолич его слегка за коленку и цапнул! Мужик вздрогнул и коленки сдвинул, сам прямо в стенку вжался. Анатолич, естественно, сделал то же самое. А теперь, следуя технике якорения, надо же позитивный якорь поставить! «Скажите, а когда вы были счастливы в интимных отношениях? Вспомните хотя бы один эпизод!» Мужик начинает рассказывать, Анатолич его за другую коленку цапает. И так еще пару раз. Мужик сильно засмущался почему-то и тихо так спросил: «Доктор, а у вас-то все в порядке? Вы, извиняюсь, женаты?» Это был тоже результат, но не совсем такой, которого ожидал Анатолич. Так что техники техниками, но главное – не перестараться…

Вообще, во многих книгах, описывающих технические приемы ведения клиента, консультирования, коучинга много полезного но стоит помнить, что приемы приемами, но применяет их каждый мастер по-своему, так как этого требует ДАННАЯ ситуация общения, данный клиент, и так, как это свойственно применяющему техники. Будь самим собой, еще один, вполне банальный, но наиценнейший совет для любого исполнителя роли консультанта, коуча, да и просто человека в мире людей.

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий