История возникновения коучинга

История возникновения коучинга

Что знали психологи?

Изучая историю коучинга по трудам западных психологов, возникает чувство, что в ней что-то пропущено, чего-то не хватает.

Например, американская исследовательница Вики Брок изучая историю возникновения коучинга, приходит к следующим выводам:

  1. Коучинг      появился одновременно из нескольких независимых источников и распространился      в разные страны.
  2. Появлению      коучинга способствовала растущая потребность в интерактивном      взаимодействии с миром, в котором изменения происходили все быстрее и      становились все более сложными.
  3. Коучинг      появился как ответ на изменения в социальной среде, культуре и экономике.

Из чего следует, что коучинг возник как бы сам собой, в ответ на изменения внешней среды.

Другие исследователи ссылаются на спорт: «Коучинг это особая форма психологической подготовки спортсменов, распространенная в 80-х годах 19 века… Вдохновленные успехами спортсменов, бизнесмены, политики и общественные деятели тоже стали интересоваться коучингом, как эффективным методом для достижения своих высоких целей».

Складывается впечатление, что успешные предприниматели обратились к своим спортивным тренерам с просьбой  потренировать их бизнес-навыки. Согласитесь, но это невозможно, так как ни та, ни другая версия не отвечает понятиям рыночного спроса и предложения.

Хотя, на сегодняшний день многие глобальные компании создают какой-нибудь товар, продукт, а потом искусственно прививают спрос людей к нему. Но в случае с психологическими услугами это невозможно. Спрос рождает предложение.

Так чего же не могут знать и понимать психологи в истории возникновения Коучинга?

История коучинга – история развития мотивации

С начала демократизации бизнеса в глобальных компаниях шли поиски универсального способа оценки и мотивации персонала.

В 60-х годах появился популярный метод Управление по целям/Management by Objectives (MBO), при котором оценивались личные достижения каждого сотрудника, причем акцент делался на результатах выполненной работы за определенный период времени.

В конце 70-х - начале 80-х компании  пришли к выводу, что лучшее использование работников – это развитие их способностей, а лучшая мотивация та, в выборе которой принимает участие сам работник. Так появился Performance Management (PM), направленный на оценку не только результата, но и того, какими способами он был достигнут, то есть на оценку развитых профессиональных способностей сотрудника. Основное отличие от «Управления по целям» - масштабная обратная связь с работником и развитие его компетенций, поэтому метод был назван «Управление Развитием».

Единственная сложность возникла в том, что демократического стиля управления для его реализации было недостаточно. Руководителю необходимо было стать для своего подчиненного даже не наставником, а тренером, готовым привести к первым местам, к выигрышу, к успеху. Так появилась необходимость в Коуче.

Подтверждение этой версии мы находим между строк в благодарственном письме той же американской исследовательницы Викки Брок  «Глядя на корни коучинга, я выяснила, коучинг зародился в мировом масштабе в конце 70-х начале 80-х годов, основой для этого были спорт, лидерство, психология и стремление к личностному росту. Первые книги по коучингу были написаны менеджерами для улучшения работы своих сотрудников».

Если еще учесть, что основной потребитель коучинга это бизнес, то многое становится понятным. Психологи в своих трудах не могли отразить суть потребности в Коучинге, так как  не находились в этих условиях и бизнес среде. В свою очередь менеджеры не занимались созданием научных трудов, не анализировали свою работу, а всегда интересовались результатом.

Благодаря пониманию истории возникновения коучинга можно пересмотреть и расширить общую картину его применения и использования.

Три составляющие профессии Коуч

 Коуч как Менеджер - управляет процессом развития своего Клиента

Процесс Управление Развитием (PDP) состоит из следующих этапов:

  • Постановка целей развития – с использованием системы SMART.
  • Создание Плана достижения Целей – с учетом стратегических целей компании и оперативных целей      отдела/подразделения.
  • Постоянная обратная связь – с использованием модели GROW.
  • Оценка результатов деятельности – промежуточная и конечная с оценкой эффективности и      вознаграждением.

Как руководитель Коуч поддерживает Клиента в последовательном прохождении этих этапов.

Коуч как Психолог-консультант - поддерживает Клиента в достижении целей

Помогает осознать и изменить малоэффективные модели поведения для принятия важных решений и достижения поставленных целей в гармонии с собой и окружающим миром.

Психологическое консультирование представлено двумя направлениями:

  • Экзистенциональным –      поиском собственного направления в жизни с помощью инсайтов.
  • Бихевиоральным – осознанием      и изменением своего поведения.

Для второго направления подходят техники НЛП, разрабатывающие специальные приёмы, направленные на совершенствования тех или иных качеств человека, необходимых для успешного выполнения поставленных перед ним задач из самых разных областей человеческой деятельности.

Как мы видим, Коуч как Психолог-консультант использует в своей деятельности оба подхода.

Коуч как Social&life skills Тренер - развивает жизненные умения Клиента

Опираясь на традиции гуманистической психологии Карла Роджерса, среди жизненных умений  выделяются следующие: умения решения проблем, общения, настойчивости, уверенности в себе, критичности мышления, умения самоуправления и развития. Далее - межличностное общение, поддержание здоровья, развитие идентичности, решения проблем и принятия решений; эмоционального самоконтроля, межличностных отношений, самопонимания, финансовой самозащиты, самоподдержки и концептуализации опыта.

Коуч как Тренер личностного роста развивает у клиента жизненно важные умения и навыки.

С момента появления Коучинга прошло три десятилетия. Изменились экономические и политические условия во всем мире. Система мотивации Управление Развитием стала основой современного менеджмента. Она видоизменяется, дополняется, становится Процессом и продолжает внедряться вместо устаревших бюрократических систем.

Коучинг прочно вошел в бизнес среду и продолжает распространяться на другие сферы жизни и деятельности, неся с собой дух соперничества, достижений и бесконечной веры в Человека, его способности, умения и таланты.

Профессия Коуч – уже не легенда и узкая специализация, не будущее, а настоящее!



Комментариев еще нет.

Оставить комментарий